Кто в наши дни заходит в Веб с мобильных устройств? В 2005 г. средний пользователь мобильного Интернета представлялся эдаким гиком, непременно жителем Запада и, возможно, программистом, способным подключить свой сотовый телефон к медленной сети и выдержать кошмарно неудобное его использование. Другими словами, клинический случай.

Теперь мобильный доступ в Веб вырос до уровня глобального мейнстрима. И я имею в виду не только подростков, студентов и пенсионеров, которые хвалятся друг перед другом своими смартфонами и планшетниками в каждой кофейне по всей Европе и Северной Америке. Сегодня насчитывается примерно миллиард активных подписок на широкополосный мобильный Интернет, т. е. где-то по одной на каждые семь человек на планете (и лишь двое из каждых семи регулярно пользуются Интернетом — неважно каким способом). В ближайшие пять лет мобильные устройства вполне могут стать самым распространенным средством доступа в Веб. В некоторых быстро развивающихся странах, особенно в Индии, мобильные устройства уже стали единственным способом для многих людей выйти в Интернет. Даже в Америке 25% мобильных Веб-пользователей говорят, что они «никогда» или «нечасто» выходят в Интернет с традиционных ПК. (Источники этой информации см. во врезке «Мобильный доступ в Веб».)

Очевидно, если вы создаете общедоступный Веб-сайт, вам нужно подумать о поддержке мобильных браузеров.

Чем отличаются мобильные браузеры

Как вы знаете, почти все мобильные браузеры поддерживают ту или иную разновидность HTML. Многие, особенно на высококлассных устройствах вроде iPhone и Windows Phone 7, поддерживают новейшие стандарты HTML, CSS и JavaScript и визуализируют качественные копии того, что вы увидели бы в традиционном браузере на ПК.

Самый простой вариант в поддержке мобильных браузеров — не делать ничего. Вы можете просто обслуживать для всех устройств одни и те же страницы, рассчитанные на настольные браузеры, и верить, что мобильные браузеры справятся с ними. Но выбор этого варианта ведет к очень крупным неудобствам для пользователей мобильных устройств, и причин этого несколько.

  • Дисплеи мобильных устройств невелики Некоторые мобильные браузеры, например Opera Mini, обрабатывают страницы с шириной, рассчитанной на настольные браузеры, и динамически изменяют разметку и стили страниц. Однако конечные страницы редко выглядят так, как задумывал ваш дизайнер. Другие мобильные браузеры вроде Safari для iPhone или Internet Explorer для Windows Phone 7 визуализируют страницы с исходной шириной, а затем вынуждают пользователя увеличивать или уменьшать их масштаб и при чтении проматывать текст в разных направлениях. Это проверка ваших посетителей на терпение.
  • Мобильные сети зачастую работают медленно Не рассчитывайте, что у ваших мобильных посетителей такое же скоростное соединение, что и у пользователей стационарных широкополосных сетей. Они даже могут платить за каждый мегабайт трафика, поэтому тяжеловесные сайты не будут популярны у мобильных пользователей.
  • У мобильных устройств нередко отсутствует мышь или клавиатура Привычные для пользователей ПК механизмы взаимодействия не всегда имеют смысл на мобильных устройствах. Например, щелкнуть маленькую ссылку или кнопку может оказаться весьма затруднительным делом на устройствах с сенсорным вводом, а концепция задержки курсора мыши над каким-либо элементом страницы может вообще отсутствовать.

Поэтому, если вы хотите обеспечить удобство просмотра сайта для мобильных пользователей, пора применить ваши инженерные знания и учитывать различия между основными типами устройств.